На главную
 
Тайна гибели линкора "Новороссийск"
 
В 1910 году на верфи итальянского города Генуя началось строительство мощного линейного корабля под названием "Джулио Чезаре". Считалось, что он станет третьим после возводившихся там же линкоров-гигантов - "Леонардо да Винчи" и "Конте ди Кавур". На постройку корабля ушло 4 года. Хорошо вооруженное судно, водоизмещением 24 тысячи тонн развивало скорость до 22 узлов в час. На его борту находилось два трехствольных орудия и три двуствольных, три подводных торпедных аппарата, весь корпус линкора был бронирован.
 
  
 


Согласно Парижскому мирному договору, заключенному между союзниками-победителями с Италией в 1947 году, итальянский военный флот был поделен между Англией, США, СССР, Францией, Югославией, Грецией и Албанией. Таким образом, в 1949 году в СССР оказался линкор "Джулио Чезаре" в числе других тридцати трех боевых кораблей и вспомогательных судов ВМС Италии. Приказом по черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название "Новороссийск".

Корабль был передан итальянцами советским морякам в крайне запущенном состоянии. В течении пяти лет, с 1943 по 1948 год линкор, в числе других кораблей итальянского флота, стоял, не будучи законсервированным, с минимальной командой и без надлежащего технического обслуживания, ржавея и обрастая ракушками. Непосредственно пред передачей Советскому Союзу судно прошло косметический ремонт, но это не решило всей проблемы. Условия жизни экипажа не соответствовали ни климатическим особенностям Черноморского региона, ни организации службы советского флота. Первое время питание моряков обеспечивалось несколькими походными кухнями.
 
  
 
В середине мая 1949 года линкор поставили в Северный док. При этом специалисты были поражены как изяществом обводов подводной части, так и характером её обрастания. Интенсивно оброс ракушкой лишь район переменной ватерлинии, а остальная часть, покрытая пастой не установленного состава, почти не обросла. С 1949 по 1955 год линкор восемь раз находился в заводском ремонте. Его сильно модернизировали, правда, на советский лад: содрали всю краску подводной части и заменили её обычным суриком, от этого "Новороссийск" сразу погрузнел и потерял первоначальную скорость.

28 октября 1955 года после очередных учений "Новороссийск" вернулся в севастопольскую бухту и занял место на "линкорной бочке" в районе Морского госпиталя (глубина 17 м воды и около 30 м вязкого ила). Вечером часть офицеров и моряков сошла на берег, а на судне оставалось более 2000 человек - его экипаж с новым пополнением и курсантами мореходных училищ и штаб эскадры. В 1-31 29 октября под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, по оценкам равный 1000-1200 кг тринитротолуола. Была объявлена боевая тревога, корабль начал крениться, и в 04-15 опрокинулся через левый борт. Сотни людей построенных на палубе, упали в воду и были накрыты корпусом линкора. В таком положении корабль оставался несколько часов, упершись в твердый грунт мачтами. Только в 22-00 корпус полностью исчез под водой. Десятки или даже сотни живых моряков остались в воздушных подушках отсеков опрокинувшегося корабля. Еще долго вокруг было слышно хаотичное постукивание, это выжившие внутри судна подавали знаки о себе. Из них удалось спасти лишь девять человек. Через прорезанное в кормовой части днища отверстие вышли семь человек, ещё двух моряков удалось спасти водолазам. Всего эта катастрофа унесла жизни 657 моряков, матросов, старшин, офицеров. Причины взрыва и по настоящее время не выяснены. Среди версий: не взорвавшаяся мина времен 2-й мировой войны, диверсия со стороны итальянцев и: обычная совковая некомпетентность. По мнению большинства специалистов, характер взрыва не был похож на взрыв донной мины. А итальянцы: истощенные недавней войной и стремившиеся залечить собственные раны, не думали о подобных авантюрах.


ИСТОЧНИК : интернет журнал "МОНОКЛЬ" http://www.borovik.com/index.php?st=3&zh=1
 
0






 


1-комнатные квартиры в Москве | продажа квартир в Железнодорожном | Современная клиника косметологии в Москве